Мавлид: прийти к общему знаменателю

mawlid-al-nabiИз года в год в мусульманской среде нашей страны при приближении 12 числа месяца рабиуль-авваль поднимаются громкие споры относительно Мавлида – дня рождения пророка Мухаммада (Маулид ан-наби). Часть мусульман считает эту дату праздником, нередко добавляя «байрам» и в течение месяца-двух широко ее празднуют. Другие же наоборот – относят подобное к нововведениям (бидаат) и всячески пытаются запретить какое-либо его отмечание. Кто из них прав? Почему существуют такие совершенно противоположные мнения относительно этой даты? Казалось бы, ислам как оформившаяся система с четкими концепциями функционирует почти полтора тысячелетия, не пора ли прийти к общему знаменателю?

Дело в том, что правы могут быть в определенной степени и те, и другие. Что касается нашей страны, поскольку у нас часть исламского наследия была утрачена, что-то еще не сформировалось, верующие в вопросе Мавлида опираются на традиции разных стран. Например, в Турции Мавлид отмечается широко, проводятся концерты, детские мероприятия, поэтические конкурсы, прохожим на улицах раздаются розы – символ пророка Мухаммада. В Саудовской Аравии же эта дата просто игнорируется, а саудовские шейхи признают Мавлид нововведением, намекая, что проведение подобных мероприятий может в конечном счете превратиться в нечто подобное христианскому Рождеству. Однако большинство российских мусульман, горячо отстаивающих свою точку зрения, в основном мало разбираются в богословских вопросах. Религиозно грамотные люди, как правило, более сдержаны относительно отмечания дня рождения пророка.

Если не углубляться в историю Мавлида и не приводить всех доводов за и против, можем сказать следующее: истина где-то посередине. Чтобы хоть чуточку ее понимать, нужно просто иметь знания: читать Коран, хадисы, изучать фикх, мнения ученых ит.п., а для всего этого – еще и арабский язык. Необходимые систематизированные знания приобретают в религиозных учебных заведениях – медресе. Так, в Уфе уже 15-й год успешно работает Исламский колледж им. Марьям Султановой. Студентам здесь преподают опытные наставники высшей квалификации, закончившие светские и духовные вузы как России, так и дальнего зарубежья. К Мавлиду отношение преподавателей и шакирдов здесь взвешенное и, наш взгляд, вполне адекватное.

В любом случае нельзя доводить этот не самый главный вопрос жизни до конфликта. Кто хочет провести что-то в память о пророке – пусть проводит, но не возводит в степень фарза (обязательного) и силой не затаскивает на свои концерты и меджлисы тех, кому Мавлид не нравится. Те, кто не разделяет точку зрения первых, пусть никак не отмечают, но не мешают другим проводить мероприятия. И пусть друг другу верующие не выносят такфир (т.е. не выводит решение о чьем-либо неверии), если кто-то из мусульман просто не разделяет его мнение.

Стоит отметить, в Башкирии, как и в целом в России, все же идет тенденция к положительному отношению к Мавлиду. Мусульманские деятели, представляющие те или иные муфтияты (т.н. «официальное» духовенство), нередко поздравляют своих прихожан с этой датой, однако в свою очередь подчеркивают, что это никоим образом не праздник, а просто знаменательная дата. Проведение различных мероприятий, приуроченных к рождению Мухаммада, является хорошим поводом донести до людей информацию о посланнике Аллаха, рассказать о его пророческой миссии, угостить едой, устроить конкурсы стихов, чтения Корана, совершить дополнительные зикры, салаваты – в общем, сделать много полезных вещей. Возможно, кто-то лучше узнает о нашем пророке, а в чьем-то сердце зажжется искорка веры.

Марсель Абдуллин                     

feed-image Подписаться на RSS

Электронный формат газеты

< МАЙ >

< 2024 Г. >

 ban nabor