Февраль 2010
11 Февраль 2010
ДУМ открывает молодые таланты
- Детали статьи
12 февраля в здании Духовного управления мусульман РБ открывается выставка декоративно прикладного искусства – шамаиль.
09 Февраль 2010
Фонд готов помочь студентам, обучающимся в Египте
- Детали статьи
ДУМ РБ выступило с инициативой оказания материальной поддержки российским студентам, обучающимся за рубежом по линии гранта, выделенного Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования.
«Пилотный» проект, подготовленный работниками башкортостанского муфтията, вызвал неподдельный интерес со стороны руководства Фонда. По их мнению, выдвинутая инициатива может явиться хорошим начинанием для работы с другими Духовными управлениями страны. В свою очередь авторам проекта было предложено откорректировать некоторые его пункты и внести новые. Как сообщил изданию «Рисалят» заместитель председателя ДУМ РБ по вопросам образования Руслан Саяхов, после согласования с Советом по делам религии и представительством МИД в Уфе подготовлено письмо в соответствующие инстанции, в котором представлен механизм действий по оказанию материальной помощи студентам, обучающимся в университете Аль – Азхар. Напомним, что вопрос об использовании гранта для назначения ежемесячной стипендии российским студентам в Египте обсуждался в ДУМе еще в начале декабря прошлого года во время приезда в Уфу советника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Алексея Алексеевича Гришина. Тогда проект получил одобрение со стороны государственного чиновника.
08 Февраль 2010
У будущих мусульманских юристов практика
- Детали статьи
С 8 февраля согласно приказу на основании учебного плана и графика учебного процесса у студентов второго курса БГПУ им. М. Акмуллы по специальности «Юриспруденция» с углубленным изучением истории и культуры ислама началась юридическая практика.
Уже второй год в Башкирском государственном педагогическом университете на специальности “Юриспруденция” реализуется программа по подготовке кадров для Духовных управлений мусульман (ДУМ). Для этого открыта дополнительная специализация - “Углубленное изучение истории и культуры ислама”. Каждый год выделяется десять бюджетных мест для абитуриентов по направлению от ДУМ.
Студенты второго курса направлены для прохождения практики в религиозные и государственные структуры. В течение двух недель до 21 февраля студенты будут практиковаться в медресе им. М. Султановой, ДУМ РБ, в Совете по делам религий при правительстве РБ, Российском исламском университете и других организациях.
Кстати, для студентов, обучающихся по данной специализации, вместе с преподавателями БГПУ занятия ведет Ильгиз Хакимов, выпускник медресе имени Марьям Султановой, получивший высшее образование в МГИМО в соответствии с этой комплексной программой.
Чтобы уберечь молодежь от ошибок
- Детали статьи
9 февраля в Мечетлинском районе пройдет встреча учащихся школ и сузов с представителями Молодежного отдела Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.
Вместе с работниками муфтията в поездку отправляется съемочная группа телевизионного канала БСТ. По словам лидера мусульманской молодежи республики Айнура Арсланова, мероприятие проводится совместно с местными органами внутренних дел, пригласивших на встречу в районный дом культуры п. Большеустикинск трудных детей и подростков, состоящих на учете в милиции. Во встрече примут участие нарколог из районной больницы, участковый милиционер, а также имам-мухтасиб местной религиозной организации . Беседа о вреде алкоголизма и наркомании, а также выступления священнослужителей на тему религиозной нравственности будут перемежаться мунаджатами в исполнении Ильгиза Абдрахманова. Напомним, что подобные встречи уже прошли в городах Ишимбае и Кумертау. В ближайшее время такие же выезды с просветительской миссией планируется провести в Давлекановский и Учалинский районы. «Мы надеемся, что эти меры помогут спасти хоть часть подростков, ступивших на скользкий путь. На мой взгляд, такого рода мероприятия являются примером успешного сотрудничества мусульманской религиозной организации и государственных структур, объединившихся общим делом – предупреждение и профилактика преступности среди подрастающего поколения», - заключил руководитель молодежного отдела ДУМ РБ.
06 Февраль 2010
Ересь или нет?
- Детали статьи
Очень часто слышу слово «бидгат», которое некоторые мусульмане употребляют очень часто. Как мне кажется, не всегда уместно. Поясните, пожалуйста, что означает это слово с точки зрения шариата. И может ли всякое новое называться «бидгатом»?
04 Февраль 2010
Имамы Аскинского района борются с социальными недугами
- Детали статьи
Семинар «Влияние веры на здоровье человека и общества» прошел в Аскинском районе РБ. Инициатором этого мероприятия выступило местное мусульманское духовенство.
Как сообщили агентству «Башинформ» в Духовном управлении мусульман РБ, подобные семинары становятся в Аскинском районе уже традиционными. Они встречают большой интерес со стороны местного населения, и во многом способствуют профессиональному совершенствованию духовных работников. Большинство таких семинаров направлено на профилактику социальных недугов, пропаганду здорового образа жизни так называемых «вечных ценностей», в первую очередь среди молодежи. Так, в канун новогодних праздников здесь проводился семинар «Роль ислама в воспитании молодежи», направленный на предупреждение распространения среди молодых людей алкоголизма, наркомании и табакокурения.
По словам имама-мухтасиба Аскинского района Мухаммата Хасанова, активную поддержку подобных мероприятий местное духовенство встречает со стороны администрации района
Галина Абдрашитова: «Я пошла в мечеть посмотреть, как совершают намаз, а увидела йогу»
- Детали статьи
Упражнения йоги входят в пятикратную молитву, предписанную Исламом, считают некоторые специалисты по восточным техникам. Эта простейшая форма йоги благотворно влияет на физические, умственные и духовные стороны жизни человека. Пять раз в день мусульманин совершает определенные движения, повторяя при этом суры из Корана и формулы зикра.
О глубокой убежденности (якын) и уповании (таваккуль)
- Детали статьи
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. В этот раз хотелось бы по-рассуждать на предмет двух терминов: якын (глубокая убежденность либо знание, не вызывающее сомнений) и таваккуль (упование). Эти термины хотя и самостоятельные, но тесно связаны друг с другом. Таким образом мы и в этот раз будем иметь дело сразу с двумя терминами.
03 Февраль 2010
Художественная самодеятельность бураевцев
- Детали статьи
Мусульманский концерт со стихами и песнями проведут у себя жители Бураево.
Мероприятие пройдет в РДК Бураевского района. Концерт планируется провести в конце февраля. Такое событие в Бураево проходит уже не первый год.
Готовится поэтический конкурс. Дети будут петь мунаджаты.
По словам имам-мухтасиба Бураевского района Рифата Зарипова, такое мероприятие, судя по прошлым годам, пользуется популярностью среди населения. Ведь на него приглашаются не только жители и администрация района, но и известные поэты республики (Диля Булгакова) и певцы (Фадис Ганиев). Приглашенные эстрадники поют песни религиозного и патриотического содержания. Кроме того, на мероприятие позовут представителей Духовного управления мусульман РБ и газеты «Рисалят».
02 Февраль 2010
Преподавание ислама – на повестке дня
- Детали статьи
Семинар преподавателей курсов по изучению основ ислама состоялся в Уфе.
2 февраля мечеть «Ихлас» собрала преподавателей ислама Уфы. Как и полагается, все началось с чтения Корана. Имам-хатыб мечети Мухамет Галлямов открыл конференцию вступительным словом. Он представил пристутствующих друг другу.
Первым докладчиком стал Руслан Саяхов – заместитель председателя ДУМ РБ по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью. Он выступил с темой «О некоторых направлениях совершенствования исламского просвещения в местных мусульманских организациях».
«Ключевым инструментом в передаче знаний был учитель», - подчеркнул Руслан хазрат. Кроме того, он выделил четыре основных источника получения и распространения знаний о религии:
1) литература и интернет;
2) пятничные проповеди в мечетях;
3) курсы при местных религиозных организациях,
4) исламские учебные заведения России и зарубежья.
Р. Саяхов отметил, что первые три рассчитаны для широких кругов населения. Исламские вузы больше направлены на духовных лиц. Книги по религии он разделил на две части: переведенные источники с арабских и турецких оригиналов и «первые робкие попытки самостоятельного анализа». Пятничные проповеди тоже воспринимаются неоднозначно: прихожане мечети очень требовательны, а имамы стоят в нелегком положении – они должны успевать решать организационные моменты и заниматься самообразованием. Деятельность курсов при МРО должна соответствовать уставу организации. Кроме того, Руслан хазрат выделил как плюсы, так и минусы таких занятий при мечетях.
В конце выступления он заключил: «В общем работу курсов могу считать успешной». Основная заслуга, по его словам, принадлежит имам-хатыбу и преподавателю.
Центральным докладом стал «Педагогика Абу Ханифы и десять принципов современной российской системы мусульманского образования», подготовленный Валерием Семеновичем Хазиевым – директором научно-исследовательского центра БГПУ «Развитие мусульманского образования». По мнению профессора, европейская система обучения ориентирована на «набивание школьников знаниями», 87% которых впоследствии им не пригождаются. Приоритет знаний подавляет многие человеческие качества. Абу Ханифа предложил в свое время такой принцип: «Учить только тех, кто сам желает учиться». Его методом было интерактивное общение с учениками – вопросы и ответы друг другу, дискуссии на разные темы. Поэтому он использовал логический подход. Ученики Абу Ханифы получали не сколько сумму знаний, сколько пищу для размышлений. Жизнь и поступки Абу Ханифы соответсвовали тому, чему он учил.
Так Валерий Семенович привел пример про Хафса бин Абдаррахмана – компаньона Абу Ханифы. «Однажды Абу Ханифа, прислав ему товар, предупредил, что в какой-то из одежд имеется недостаток, который он назвал, и велел указать на это покупателю. Но Хафс продал товар, забыв указать на этот недостаток тому, кто купил у него это платье. Когда же об этом узнал Абу Ханифа, он раздал в качестве садаки все полученные деньги от всей патрии товара, а было там тридцать тысяч дирхемов. Если вспомнить, что Абу Ханифа тратил в день на еду два дирхема, то розданных денег хватило бы на боле чем четыре года пропитания».
По мнению Хазиева, на сегодняшний день в обществе необходимо присутствие исламской интеллигенции. То есть человек должен быть отличным специалистом длы земной жизни (иметь светское образование) и иметь религиозные знания для жизни вечной. Особый интерес представляет опыт БГПУ, партнером которого является РИУ. Кроме плановых, педуниверситет выделяет десять дополнительных мест для абитуриентов, которые в дальнейшем будут углубленно изучать историю и культуру ислама.
Кроме того, профессор высказал свою позицию по поводу модернизации исламского образования: «Ислам – это религия. Модернизация ее недопустима. Она строится на догматах, а они неизменны. Религия хранит стабильность. Можно только модернизировать систему образования. И подстраивать религию под науку нельзя».
Далее он сформулировал основные принципы современной российской системы мусульманского образования (РСМО).
- РСМО должна сохранять и приумножать гуманистические идеалы и ценности ислама.
- РСМО должна быть российской, а не зарубежной, то есть должна быть адаптирована к нашему народу.
- РСМО должна сочетать научное и духовное образование.
- РСМО должна быть современной, то есть должна использовать информационные технологии, новые формы.
- РСМО должна опираться на философскую антропологию, рассматривающую человека как единое целое.
- РСМО должна представлять единство воспитания и обучения, причем доминировать должно воспитание.
- РСМО должно опираться на истину (ум), красоту (чувство) и добро (душу).
- РСМО должна сочетать семейное и школьное обучение.
- РСМО должна формировать патриотизм и толерантность.
- РСМО должна исходить из цели – счастье, земное и вечное, человека.
Помимо этого, Валерий Семенович вспомнил прошедшие в конце декабря конференции в БГПУ, в которых обсуждались многие аспекты религиозного образования. Этим событиям «Рисалят» дал свою характеритсику, с которой Хазиев не согласился. Однако об издании он отозвался очень положительно и рекомендовал все читать эту газету.
Преподаватель курсов МРО «Ихлас» Фатима Фаткуллина была последней из выступающих. Ее тема – «Современная методика преподавания основ ислама для женщин». Особое внимание она уделила проблеме сохранения семьи. Для предотвращения разводов нужно готовить девушек к семейной жизни. Ведь во многом от отношения женщины к мужу и детям зависит целостность этой ячейки общества. Альхамдулиллях, женские религиозные курсы есть и у нас, которые проводит Фатима ханум. С помощью ислама нужно пропагандировать семейные ценности. Для этого мугаллима предложила ввести курсы невест.
В завершение семинара каждый желающий высказал свое мнение по рассматриваемым темам. В целом все остались довольны.