Декабрь 2009

17 Декабрь 2009

17 декабря наступает мусульманский Новый год

В первый день священного месяца Мухаррам наступает новый год по Хиджре.

1 Муххарама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году — отправной точке мусульманского лунного календаря.

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.

Мухаррам — один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. О высокочтимости этого месяца много говорится в Коране. Мухаррам — месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Богу. В одном из изречений Мухаммада говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».

Председатель Духовного управления мусульман Республики Башкортостан муфтий Нурмухамет хазрат Нигматуллин поздравил мусульман республики с наступлением Нового года: «Поздравляю всех единоверцев с Новым годом и желаю здоровья и крепкой веры. Желаю мусульманской общине единства и согласия. Мы молимся за сохранение мира и жизни без войн и конфликтов. Из года в год в республике возводится все больше храмов. Мы должны преумножать духовно – нравственные ценности нашего общества и уделять внимание религиозному воспитанию и образованию молодежи. Еще раз поздравляю всех жителей республики с Новым годом, и пусть счастье и благополучие войдет в каждый дом и принесет удачу и радость».

Читать далее

Ашура: день скорби или благодарения?

Во многих мусульманских календарях отмечен день Ашура. Объясните, пожалуйста, чем примечателен этот день?

Читать далее

16 Декабрь 2009

Объединению быть или не быть?

В Казани прошло заседание президиума Совета Муфтиев России

Кроме Председателя СМР Равиля Гайнутдина на встрече присутствовали сопредседатели: Муфтий Республики Татарстан Гусман хазрат Исхаков, Муфтий Поволжья Мукаддас хазрат Бибарсов, муфтий Азиатской части России Нафигулла хазрат Аширов, а также Муфтий Тюменской области Галимзян хазрат Бикмуллин и заместитель Муфтия Республики Башкортостант Аюп хазрат Бибарсов. По завершении заседания было подготовлено заявление председателя СМР. Ниже представляем вам текст заявления:

Фоторепортаж

Читать далее

Пленум ДУМ РБ

Пленум Духовного управления мусульман Республики Башкортостан прошел сегодня в селе Мраково Кугарчинского района.

На заседании, прошедшем в рабочем режиме и  деловой обстановке были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся просвещения, воспитания и повседневной жизни башкирской уммы.

Один из вопросов, рассмотренных на Пленуме, касался распространившегося среди татарского и башкирского населения республики возвеличивания усопших предков и возведения их в культ святых. Так Ришат хазрат Рафиков в своем выступлении выразил обеспокоенность по поводу увлечения  мусульман поклонением святым на кладбищах, отметив при этом, что данное явление принимает массовый характер и является грубым нарушением канонов ислама,  призвав священнослужителей усилить разъяснительную работу среди населения в этом направлении.

Также Пленум постановил призвать общественность к пропаганде здорового образа жизни, основываясь на принципах исламского вероучения, чтобы оградить молодежь от пагубного влияния алкоголизма и наркомании.

По словам заместителя муфтия Аюпа хазрата Бибарсова, многие имамы сетовали на то, что во время пятничных намазов мечети остаются полупустыми. В связи с этим Пленум вынес решение: руководителям мухтасибатов и всем священнослужителям активизировать  среди местного населения религиозную пропаганду и выступить с настойчивым  призывом приходить всем правоверным мусульманам в мечеть и приводить туда своих детей.

На заседании Пленума было заслушано выступление представителей Комитета по стандарту «Халяль», которые призвали имам-хатыбов вести разъяснительную работу среди местных производителей и предпринимателей о необходимости развития халяль – продукции. Также Комитет посоветовал руководителям местных религиозных организаций взять под контроль халяль-продукцию, предназначенную для реализации населению в районах, на наличие сертификата соответствия.

Кроме того, решением Пленума было внесено дополнение к Уставу по организации летних детских лагерей. В нем говорится о необходимости согласования действий МРО по созданию летних оздоровительных лагерей для детей с местной администрацией, а также Духовным управлением.

Читать далее

Ислам и толерантность

Отслеживая международные и внутренние новости последних лет, мы сталкиваемся с информацией, формирующей самые негативные настроения по отношению к мусульманам и исламу

Читать далее

14 Декабрь 2009

Мы не татары - татары не мы

Общероссийская конференция «Российское исламское наследие», посвященная проблемам этнонима «татары» и  истории  булгарского народа, пройдет в феврале в  Ульяновске.

В мероприятии примут участие известные ученые и исламоведы страны и гости из-за рубежа.

Как сообщил газете «Рисэлэт –Послание» член оргкомитета предстоящей конференции профессор, доктор психологических наук Ахмет Закиевич Рахимов, произошло историческое недоразумение, когда население Среднего Поволжья и Предуралья, то есть нас, обозвали «татарами», а наш язык «татарским». Опираясь на исторические документы, ему удалось доказать, что на самом деле речь идет о потомках булгарского народа, проживавшего на территории развитого Булгарского государства еще в начале 7-го века нашей эры.

А. З. Рахимов  возглавляет научное общество «Клуб булгарской интеллигенции», задачей которого является разъяснить народу,  кто есть кто,  и раскрыть глаза на свои  исторические корни. Также на форуме с докладом «Развитие духовной культуры Волжской Булгарии после принятия Ислама» выступит профессор  РИУ Ахсан Мингазович Кашапов.

Читать далее

Присоединимся и объединимся

Призывы к объединению мусульманских структур звучат не первый раз. В большинстве случаев это исходило из уст председателя ЦДУМ России Талгата Таджутдина. При этом он прекрасно понимал, что реально на его призыв никто не откликнется, но это давало ему повод говорить, что он-де готов к объединению, но другие не хотят. Таким образом, он выставлял своих оппонентов в неприглядном свете. Те тоже не раз высказывали мысль, что объединение нужно. Но, как часто бывает, происходит подмена понятий. Под «объединением» нередко подразумевалось «присоединение». Получалось некое перетягивание одеяла.

Читать далее

12 Декабрь 2009

«Буддизм – религия монотеизма»

В дни конференций, проводимых Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы и Российским исламским университетом им. Р. бин Фахретдина, приехало немало иностранных делегатов. Из общей массы гостей особо выделялись два человека, как выяснилось, приехавших из Индии.

Позвольте мне их представить.

Тупстан Чоспел – лама (религиозный наставник в буддизме-ламаизме), член фонда «Культурное наследие Гималаев».

Сонам Вангчок – доктор философии, президент фонда «Культурное наследие Гималаев».

«Общий язык» с ними помогла мне найти Лилия Хасанова, профессор БГПУ. Она представила мне иностранцев. Кроме того, Лилия Анасовна выполняла и роль их переводчика.

- Расскажите, откуда вы приехали к нам?

- Как Вы уже, наверное, поняли, мы приехали из Индии. На севере нашей страны лежат Гималайские горы. Мы как раз и представляем фонд «Культурное наследие Гималаев».

- Позвольте спросить, Гималаи и Тибет – это одно и то же?

- И да, и нет. Та часть Гималаев, что лежит в Китае, считается Тибетом. Индийская часть, в которой мы живем, – Ладакх. (Территория индийского штата Джамму и Кашмир. – прим. Т.Р.) Столица этого региона – город Лех. Эту область в основном населяют буддисты и мусульмане.

- И как складываются отношения между представителями двух конфессий?

- Еще относительно недавно, в 1990-х годах, были противоречия. Причем сталкивали нас внешние силы. Но сейчас все успокоилось, и мы живем в согласии. Ведь и религии наши призывают к миру.

- А как вы узнали про конференции, проходящие в Уфе?

- Лилия Хасанова ездила в Индию с научной деятельностью. Там она познакомилась с нами. Кроме того, она пригласила нас в Россию. И мы сразу поехали в Уфу.

- Каковы ваши впечатления об Уфе и России?

- В России мы еще ни разу не были. Столица Башкирии нас приятно удивила. Все здесь упорядочено, устроено. Инфраструктура, торговля – все у вас развито. Достопримечательностей у вас тоже много. Понравилась мечеть «Ляля Тюльпан». Но внутрь заходить мы не стали. Мы все в основном наблюдаем из окна машины. Холодно у вас. Для нас 20-градусные морозы – редкость. Здесь мы читали мантры – своего рода устные молитвы.

- Что, на ваш взгляд, общее и различное в исламе и буддизме?

- Начнем с того, что нас отличает. В буддизме нет гендерных различий. И мужчина, и женщина имеют равные права. На мой взгляд, в исламе у женщины меньше свободы, ее права ущемляются...

- Подождите, не путаете ли вы свободу с обязанностями? У мужчины в исламе больше обязанностей, а у женщин прав. Поэтому женщина более свободна.

- Возможно. Каждый понимает по-своему. Вопреки расхожему мнению, можем сказать следующее. Буддизм – религия монотеизма. Мы не поклоняемся различным богам в отличие от индуизма. Мы знаем, что есть некий абсолют, создатель, который управляет миром.

- А Будда тогда кто для вас – пророк или бог?

- Будда – просвещенный человек. И он же просветитель, своего рода главный учитель. Мы и ваших пророков считаем просвещенными людьми. Пророк Мухаммад был великим человеком. Ведь послание каждой религии в целом одинаково, оно всегда гуманистично. Любой пророк, просвещенный человек является носителем духовно-нравственных ценностей, которые передаются людям.

- Смотрю, у ламы бритая голова. Это является каким-то обязательным элементом в буддизме?

- У нас сбриваются волосы, убираются бороды, не носим чалмы. Мы выглядим абсолютно просто. Убираем все знаки отличия. И это является обязательным для буддиста. У нас и женщины бреют головы. Мы пытаемся освободить тело и разум от материального мира. Надо освобождать себя от эмоций, агрессии, страданий в жизни...

- Мусульмане совершают те или иные действия ради довольства Всевышнего. Какова же ваша цель?

- Интересный вопрос. Наша конечная цель – достижение нирваны. Ведь путь к нирване важен. Это достигается через знания, развитие, самосовершенствование.

- Как вы считаете, есть ли какой высший смысл того, что вы здесь?

- Очень важно, что мы здесь присутствуем. Это символ единения. Наши различия должны не разделять нас, а объединять. Мы здесь для достижения общих целей. Отличия какой-то религии – не предмет для агрессивных дискуссий. Будем вместе находить пути решения различных вопросов. Мы все хотим мира и единения. Поэтому желаем всем читателям «Рисэлэт» жить в единстве и согласии со всеми.

 Беседовал Тимур Рахматуллин.

Читать далее

11 Декабрь 2009

Круглые столы в БГПУ. Чья точка зрения победит: верующих или атеистов?

Два круглых стола прошли в Башкирском государственном университете им. М. Акмуллы.

«СМИ и система современного исламского образования» – тема первого круглого стола. Руководители ведущих печатных изданий республики («Рисэлэт», «Ватандаш», «Омет», «Кызыл Тан», «Кискэ Офо»), представители передачи «Йома» (БСТ), журнала «Социально-гуманитарные знания», директор издательства «Китап» (З.М. Тимербулатов) и преподаватели БГПУ встретились для обсуждения заданного в теме вопроса.

Все единодушно согласились, что вопросы отношения масс-медиа и ислама давно назрели и их необходимо как-то решать. Однако высказывались мнения, что религия не должна занимать много места в прессе, она не решает насущных вопросов и т.п.

Самое любопытное, редактору «Рисэлэт» Светлане Фасхиевой долго не давали высказаться.

Некоторые преподаватели, очередной раз блеснув своим красноречием, уходя в философские размышления, очередной раз пытались низвести роль религии в обществе. Стоит заметить, возраст профессоров и доцентов, пристутствовавших на совещании, был далеко за 50 лет. Получается, образование они получали в советское время в самый разгар атеистической идеологии.

Слава Богу, руководят нашей страной не философы-атеисты. Надеемся, власти будут руководствоваться здравым смыслом.

Параллельно шел и другой круглый стол – «Основы духовной культуры в школе: проблемы и решения». Присутствовали представители трех мировых религий (ислама, христианства и буддизма), председатель Совета по делам религий правительства РБ В.П. Пятков и работники школьного и высшего образования. Руководил заседанием директор Научно-исследовательского центра «Развитие мусульманского образования» В.С. Хазиев. Представитель иудаизма несмотря на приглашение проигнорировал совещание.

Все говорили о том, что проблемы действительно существуют. Каждый мог высказать свою позицию и задать вопросы. Мнения относительно того, вводить ли такую дисциплину в школах или нет, разделились. Окончательной резолюции принято не было.

 На наш взгляд, подобные круглые столы в решениях российского президента особой погоды не сделают. Несмотря на присутствие председателя Совета по делам религий В.П. Пяткова или руководителей светских и исламских вузов окончательное решение будут принимать не они. Подобные мероприятия, скорее, носят совещательный характер. То есть в Москве что-то примут, а в Уфе лишь пообсуждают, насколько это хорошо или плохо. И все.

То, что наша республика не вошла в состав тех несчастных регионов, где эксперимент по преподаванию спорной дисциплины начался, – не заслуга башкирских преподавателей или журналистов. То было решение властей. Мы думаем, руководство страны ощущает духовно-нравственную деградацию нашего общества и делает попытки как-то предотвратить этот процесс. Естественно, религиозные люди давно решили подобные проблемы. Светская атеистическая этика в этом вопросе заходит в тупик, поскольку основы ее зыбкие. Приверженцам философии материализма (в основном людям преклонного возраста) остается только обсуждать, увещевать, бросаться громкими фразами, красивыми словоформами и так далее. Но так дела никогда не решить.

Слава Богу, идет подъем религиозного самосознания населения. Представители различных религий смогут легко договориться друг с другом. А атеисты – только относительно одного вопроса: какую очередную подножку поставить верующим. Но время атеистов-материалистов прошло.

Читать далее

10 Декабрь 2009

В стенах РИУ прошло продолжение конференции «Идеалы и ценности ислама»

Прошел первый день конференции «Идеалы и ценности ислама в образовании». Первая часть конференции прошла в зале Башгосфилармонии. Вторая – в здании медресе «Галия-Диния» Российского исламского университета им. Р. бин Фахретдина.

Российский исламский университет продолжил конференцию. Участники были разделены на три секции:

- Мировоззренческие идеалы и ценности ислама;

- Социальные идеалы и ценности ислама;

- Семейно-бытовые идеалы и ценности ислама.

В конференции принимали участие делегаты из Башкортостана, Москвы, Таджикистана, Узбекистана. Среди участников были как работники высшего светского образования, так и исламского, в том числе и имамы мечетей.

Отметим, ректора РИУ Рината хазрата Раева на сегодняшней конференции не было.

Как прошло заседание конференции в Башгосфилармонии читайте здесь.

 

Читать далее

feed-image Подписаться на RSS

Электронный формат газеты

< ОКТЯБРЬ >

< 2024 Г. >

 ban nabor